Летняя школа МЦИС «Метафизика загрузки»
С 27 июля по 2 августа 2023 года в г. Палермо на острове Сицилия (Италия) состоялась летняя школа Московского центра исследования сознания при философском факультете МГУ «Метафизика загрузки». В качестве приглашенных гостей выступили философы Эрик Олсон и Пьетро Перконти.
Лекция Олсона была посвящена возможности существования электронного разума и сохранению личности при переносе на компьютер или при постепенной замене нейронов на их машинные аналоги. Перконти рассказывал о том, способен ли искусственный интеллект понимать значение, и о том, что сотрудничество с роботами должно вытеснить страх перед ними и желание содержать их в качестве рабов, а также про практическую пользу доверия к роботам.
В работе летней школы приняли участие представители Московского центра исследования сознания и кафедры истории зарубежной философии:
- со-директор МЦИС д.ф.н., профессор философского факультета Д.Б. Волков
- доцент кафедры истории зарубежной философии к.ф.н. А.П. Беседин
- доцент кафедры истории зарубежной философии к.ф.н. А.В. Кузнецов
- доцент кафедры истории зарубежной философии к.ф.н. Е.В. Логинов
- сотрудник МЦИС А.В. Мерцалов
- аспирант кафедры истории зарубежной философии Т. Тарасенко
- аспирант кафедры истории зарубежной философии А. Яшин
- аспирантка кафедры истории зарубежной философии В. Бобкова
Эрик Олсон известен анималисткими взглядами на природу тождества личности, фактически Я - это конкретное человеческое животное. Преимущества такого подхода в том, что он избегает парадоксов ветвления и дупликации личности, вытекающих из психологического понимания личности, когда возможна ситуации существования психологически и даже физически тождественных личностей, которые мы должны признать одним человеком, если доверяем психологическому критерию, а это и есть парадокс. Сценарии загрузки личности - это частный вопрос ее выживания после смерти. И ответ неутешителен: мы - животные (материальные объекты), не цифровые, и поэтому буквально не можем выжить в компьютере ( что не запрещает существования цифрового двойника - просто он не мы). Одна из проблем анималистского подхода, что он исходит из определенной картины существования, заявляя, что мы с необходимостью животные, значит - во всех возможных мирах. Но вот незадача: есть экстремальные миры, например, где законы физики предполагают «ветвление» объектов (что-то вроде мультиверса). И тогда анимализм сталкивается с той же проблемой, что и психологический критерий, - существования идентичных человеческих животных, которые согласно анимализму должны быть одним животным, а это парадокс.